Прекрасная роботесса (kibernetika) wrote,
Прекрасная роботесса
kibernetika

«КВАРТИРА ГОСТЯМИ ПОЛНА…» Краткий субъективный анализ текста


Стихотворение, которое недавно вспомнили и почему-то начали с восторгом перепечатывать на разных сайтах, на мой взгляд, того не стоит. Прежде всего, оно невероятно неуклюжее и вторичное. У него совершенно нет собственного голоса, узнаваемости, оно будто сшито из разноцветных лоскутков. Образы топорные, корявые, сплошные банальности. Но его почитателей можно простить хотя бы потому, что они не знают, по каким признакам можно отличить хорошее стихотворение от плохого, да и сравнивать им не с чем...





Неискушённого читателя может привлечь надрывность «А тот попадёт под колёса…» но и эта трагичность не принадлежит автору, она скопированная, фальшивая:


Квартира гостями полна.
На матери платье в горошек.
И взрослые делятся на
хороших и очень хороших.
Звон рюмок, всеобщий восторг.
У папы дымит папироса.
Вот этот уедет в Нью-Йорк,
а тот попадет под колеса.
Осенний сгущается мрак,
кончаются тосты и шутки.
И будет у этого рак,
а та повредится в рассудке.
И в комнате гасится свет.
И тьмой покрываются лица.
И тридцать немыслимых лет
в прихожей прощание длится.
Как длится оно и теперь,
покуда сутулы, плешивы,
вы в нашу выходите дверь,
и счастливы все вы, и живы.


<Игорь Меламед>


Давайте посмотрим на образы поближе. «На матери платье в горошек». Эта никому ненужная дурацкая подробность совсем не отражает факта, что «она была наряжена» или «выглядела не так, как каждый день». Это лишь перегружает текст деталями. У прозаика Михаила Веллера есть умение сказать всё, лишь коснувшись: «Отдыхали на скамейках старички, курили молодые стильные мамаши, мелькала детвора в азарте…» Смотрите, он не сказал, что было надето на женщинах или какие у них были причёски! Не дал нам ни одной догадки, но эти «стильные мамаши» — ярчайший образ, рисующий уверенных в себе, подбоченившихся женщин, уже успевших сбросить лишний вес и одетых по последней моде! Каждый додумывает в соответствии с собственными представлениями. И потому Веллер — гений, а Меламед — ремесленник от литературы.


«Взрослые делятся на хороших и очень хороших». Тоже весьма сомнительно, учитывая, что речь идёт от лица маленького мальчика, каким автор на минуту себя почувствовал. Дети обладают потрясающей интуицией и эмпатией, они замечают во взрослых гниль мгновенно! Взрослый мужчина бывает тактичен, для него все «хорошие».


«У папы дымит сигарета» и «Осенний сгущается мрак» — невероятно избитые штампы. «И тридцать немыслимых лет в прихожей прощание длится» это уже кивок в сторону Пастернака, которым Меламед интересовался, как поэтом: «И дольше века длится день и не кончаются объятья». «Звон рюмок, всеобщий восторг» — вообще какой-то репортаж, а не стихотворение, где каждое слово должно быть на своём месте, как в рецепте.


«И в комнате гасится свет. И тьмой покрываются лица» тоже очень слабо. Сравните с Кенжеевским: «Если времени больше не будет, если в небе архангела нет — кто же нас, неурочных, осудит, жизнь отнимет и выключит свет?»


Стихотворение написано 2002-м, позже чем, разумеется, стихотворение Р. Рождественского. И, конечно же, поскольку Меламед не только писал стихи, но и долгие годы работал редактором и переводчиком, был образованным человеком, который не мог не читать Роберта Рождественского, скорее всего, эта интонация появилась в его стихах появились неспроста:


В музее тепло и пустынно.
Директор шагает со мной.
«Вот эта большая картина
написана перед войной.
И что нам особенно важно —
показан типичнейший быт...
Названье ее странновато:
«Никто никому не грубит».

На лавке, как будто на троне,
который всему научил,
сидят, неподкупные, трое
спокойных и сильных мужчин.

Надежда рыбацкой элиты,
защита от всяких обид...
Ставрида, вино и маслины.
Никто никому не грубит.

И женщина сбоку. Непрочно
ее полушалок цветет.
Чуть-чуть она даже порочна.
Но это ей, в общем, идет!

Над нею мужская когорта
вершит справедливейший суд.
Сейчас они встанут и гордо
решение произнесут.

Мужские права обозначат.
Поднимут бокалы вина.
Они еще пьют и не знают,
что все переменит война...

Один, орденами бряцая,
вернется лишь в сорок шестом.
Подастся другой в полицаи.
Его расстреляют потом.

А третий — большой и довольный
под Харьковом будет убит...
И женщина станет вдовою...
Никто никому не грубит.


<Роберт Рождественский>


«Вот этот уедет в Нью-Йорк, а тот попадет под колеса», «Осенний сгущается мрак, кончаются тосты и шутки. И будет у этого рак, а та повредится в рассудке». Сравните:  «Они ещё пьют и не знают, что скоро начнётся война. Один, орденами бряцая, вернется лишь в сорок шестом. Подастся другой в полицаи. Его расстреляют потом. А третий — большой и довольный под Харьковом будет убит...» Во-первых, мне не очень нравится резкий переход от «тосты и шутки» сразу к «будет у этого, та повредится». «Этот» и «та» звучит более небрежно, нежели «Один, орденами бряцая» или «Третий, большой и довольный» здесь есть некая характеристика человека и простое понимание и сочувствие.


Кстати, картина, описываемая Рождественским, существует. Вот что рассказывает один из комментаторов портала Грамота.ру: По воспоминаниям В. Аксенова Р. Рождественский и Б. Окуджава в те годы должны были бы видеть эту картину еще не в музее, а в коктебельском доме «Караванчиевских», т.е. Александра Габричевского и Натальи Северцовой... Причем картина Н.А. Северцовой, известной (она и портрет Бродского написала в конце 60-х) художницы-примитивистки называлась вначале «Рыбаки» или «Шалман», окончательное же ее название дал ей однажды один зритель.


Можно ли сопоставить вот это «непрочно полушалок цветёт» с «на матери платье в горошек»? Или «Мужские права обозначат, поднимут бокалы вина» с «Звон рюмок, всеобщий восторг. У папы дымит папироса»?


Стихотворение Р. Рождественского имеет узнаваемый, грубоватый шарм. Здесь, как это нередко бывает, одно произведение искусства, картина, вдохновило на создание другого. Люди из первого стихотворения реальны, это знакомые и друзья родителей со своими тяжёлыми судьбами, а персонажи второго — лишь мазки краски, но отношение поэта к ним более бережное. Трагедия, о которой рассказывает Рождественский, существует лишь в его воображении, но она гораздо подлиннее той, которую переживает автор первого стихотворения сам.



Tags: #литература, #стихи, #стихотворение, #языкознание, история, психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА МОСКВИЧЕЙ — 1.320 ЕВРО В МЕСЯЦ

    Мосгорстат опубликовал отчет о среднемесячной заработной плате жителей Москвы. Результаты приводятся за период с января по август 2017 года. По…

  • ОБАЛДЕННОЕ ВИДЕО

    Смотреть всем! Много интересного. Смущает только то, что все философы, говорящие о матрице и дао, выглядят, либо как татуировщики, либо как бомжи.…

  • ГОЛУБОЙ ГРОТ

    Голубой грот можно было увидеть в нашумевшем американском блокбастере «Троя». Говорят, что своё название он получил благодаря одному…

  • ВИД С НАБЕРЕЖНОЙ СЛИМЫ

    После драки кулаками не машут. Потому никогда не читайте того, что пишут о городе, в котором вы недавно отдыхали. Выяснится, что снимать надо было…

  • НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ЛОВЛИ ОСЬМИНОГА И ЦВЕТНЫЕ ЛОДКИ

    Вы знаете, как обычно ловят осьминога? Например, снастью с приманкой, заставив его атаковать, впиваясь щупальцами, гарпуном или сетью. Причём,…

  • ЧТО ПОРАЖАЕТ В СЕНТ-ДЖУЛИАНС: Сонные кошки, визгливые итальянки и душераздирающие легенды

    Въезжаешь в номер — на тумбочке лежит библия. Открываешь стол, там ещё одна. А тем, кому и двух библий недостаточно, покажется любопытным…

  • КАК УГОВОРИТЬ РЕБЁНКА БРАТЬ ЗАВТРАК?

    Когда я была школьницей, вечно не успевала позавтракать. В школе еда у нас была просто ужасная. Но я стеснялась выделяться и носить бутерброды и чай…

  • МАМЕНЬКИН СЫНОК

    Не могу отделаться от мысли, что фильмы отражают характер нации, ведь у французов они выходят своеобразными. Такое впечатление, что подслушиваешь,…

  • МАГАЗИНЧИК НА МАЛЬТЕ

    — Зачем это тебе? — удивляется мужчина в магазине, увидев, что жена положила в корзину несколько упаковок сыра с голубой плесенью.…

promo nihon81 22:31, yesterday 5
Buy for 20 tokens
Аэропорт длинный, до багажа добираться, наверно, минут 15. Ехать тоже минут 15, поездка на такси стоила 25 евро. Поскольку остановилась в Gresham Belson, а они оплачивают трансферы, деньги вернули. Зато при регистрации сняли с карты на 50 евро больше, для гарантии. Не помню, чтобы в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Bestgera544

April 27 2017, 08:47:44 UTC 6 months ago

  • New comment
вы знаете в моей совершенно НЕ поэтической жизни, вот уже лет пятнадцать идет, так сказать "борьба"))
Дело в том, что из прозаиков , почти современников, я отдаю бесспорную пальму первенства - Сергею Донатовичу Довлатову. Я не буду сейчас описывать вам, свои восторги и даже критические замечания, скажу просто - он мне очень нравится.

Но... у него была какая-то стойкая неприязнь к Рождественскому, я не знаю почему. Для меня все гуманитарии - загадка.. А он, не вдавался в подробности..

Поэтому я плюнула на все разбирательства, и люблю только Пушкина и Лермонтова. Во-первых они действительно мне нравятся. Много я цитирую - наизусть: будь-то - "На смерть поэта" "Погиб поэт невольник чести.." или "Мцыри" "..и там два раза повернул-своё оружие..", ну а про Пушкина, я,вообще, молчу - ибо цитировать его - не хватит журнала))